Корона-хроники: 20-21 января
Сколько длится волна омикрона, каковы пределы ее высоты и насколько быстро она снижается после прохождения пика? Есть новости хорошие и не очень.
Начнем с хороших новостей. Пик наступает быстро. Волна омикрона поднимается стремительно: за 2,5-3 недели заболеваемость вырастает на два порядка – до 0,3-0,4% от общей численности населения в сутки. (Судим по странам с широко развернутым и доступным тестированием.) Движение к пику занимает несколько недель, пик узкий и острый, вскоре начинается спад. Стран, уже прошедших пик, пока немного, но картина везде одна.
Южно-Африканская Республика
Где уже произошел разворот? Разумеется, в ЮАР. Рост там начался 16 ноября – а ровно через месяц страна вышла на пик, после чего заболеваемость стала снижаться. И это не лукавство статистики – ее подтверждает мониторинг вируса в сточных водах: от начала роста до выхода на пик проходит от 3 до 5 недель.
Вместе с тем, нагрузка на больницы остается заметной. Во всей ЮАР в больницах сейчас находится 7,4 тысяч пациентов с коронавирусом. Это в три с половиной раза больше, чем перед началом волны омикрона – и всего на 27% меньше, чем на пике (22 декабря в больницах ЮАР было 9,4 тысячи пациентов – вдвое меньше, чем на пике дельты). Нагрузка на больницы снижается медленно, однако пациентов в реанимациях и на ИВЛ значительно меньше, чем в прошлые волны.
Великобритания
Быстрый рост начался в районе 10 декабря, когда омикрон давал 20% случаев. Пик пришелся на 1 января – ровно через три недели. Нагрузка на больницы начинает снижаться только сейчас. Занятый коечный фонд достиг уровня 90% от пика первой волны (март-апрель 2020 года) и 50% от пика прошлогодней зимней волны, вызванной альфой. Пик осенней дельта-волны превышен в два раза.
На британский спад наложилась активная прививочная кампания. Только за декабрь в Великобритании сделали 15 млн бустеров. В Англии к началу января третью дозу получили от 80 до 90% пожилых людей.
Развернулась и Ирландия: здесь движение к пику заняло ровно три недели – от 18 декабря до 8 января.
Волна омикрона в США
Американские штаты демонстрируют схожую динамику. В Нью-Йорке быстрый рост начался 14 декабря, пик – ровно через три недели, 4 января. Новые госпитализации достигли пика 7 января, занятый коечный фонд – 11 января. Последнюю неделю нагрузка на больницы постепенно снижается, число пациентов в реанимациях, превысившее пик прошлой зимы, тоже.
В Миннесоте концентрация вируса в сточных водах начинает быстро расти 22 декабря, выход на пик занял почти три недели – 10 января. Заболеваемость в штате отстает на неделю, три дня назад начался спад.
Похожая картина в Массачусетсе. Быстрый рост концентрации вируса в сточных водах, который ассоциируется со вспышкой омикрона, начинается 16-17 декабря. Пик приходится на 6 января – все те же три недели.
В столице штата Айова, городе Де-Мойн, рост также занял три недели.
Агрегированные данные по США в целом показывают, что быстрый рост вирусной нагрузки в сточных водах начался 10-15 декабря. Пик же пришелся на первую неделю января. Движение также заняло три недели.
Примеры можно приводить и дальше, но в этом нет необходимости.
Общая тенденция
От начала взрывного роста до пика проходит в среднем около 3-5 недель, пик длится в среднем 4-5 дней, затем начинается спад.
При высокой фоновой заболеваемости начало роста омикрона замаскировано дельтой, поэтому интенсивный рост, заметный в статистике, начинается при доле омикрона в 20-25%. От начала такого роста до пика проходит около трех недель. При низком фоне (как в ЮАР) рост занимает 4-4,5 недель.
Быстрое достижение вершины и непродолжительный пик – это прекрасная новость. К сожалению, есть тут и ложка дегтя: все это не означает, что волна будет короткой и у нас получится быстро отмучиться.
Почему быстрый пик не значит, что все быстро закончится
Спад происходит медленнее по сравнению с ростом. В ЮАР, где снижение продолжается уже 33 дня, заболеваемость сократилась в шесть раз. При этом в фазе роста от аналогичного уровня ЮАР поднялась вдвое быстрее – за 16 дней. Первые две недели после пика мы наблюдали U-образную волну, далее спад резко замедлился. Сейчас в республике выявляют в 13 раз больше инфицированных, чем в начале волны омикрона – то есть до фонового уровня еще далеко.
По другим странам и регионам судить пока рано. Однако, если такая динамика будет повторяться, то в фазе снижения суммарно заболеет больше людей, чем во время роста и на пике.
Подробнее о примере ЮАР. За 30 дней фазы роста здесь выявили 199 тысяч случаев, за три пиковых дня – 67 тысяч, а за последующие 33 дня спада – 348 тысяч. Уже после прохождения пика в ЮАР заболело на 31% больше людей, чем во время роста и на пике. Причем эту закономерность демонстрируют все южноафриканские провинции: спад везде более пологий по сравнению с ростом.
Переболеют ли в итоге все?
…Или, как предполагает ВОЗ, 50% населения Земли за следующие 6-8 недель?
Вероятно, даже близко нет. Оценить реальную долю переболевших невозможно – тем более при таком росте и дефиците тестирования, с которым столкнулись в эту волну все без исключения страны. Здесь возможны только приблизительные оценки в широком коридоре. Однако они грубы и могут быть ошибочными.
Рассчитывать на то, что все сейчас переболеют мягким омикроном, массово иммунизируются и на этом все закончится, также слишком опрометчиво. И, возможно, самое неприятное: есть риск, что волна омикрона будет двойной. Это связано с распространением подлинии BA.2 – тогда как до этого мы имели дело с BA.1. По-видимому, именно это сейчас происходит в Дании, где наметившийся было спад сменился неожиданным разворотом и резким ростом заболеваемости с несколькими рекордами подряд…
Leave a Reply