Корона-хроники: 16-17 декабря
Несколько слов о способах сдерживать пандемию. Первым делом обычно называют вакцинацию и локдауны, забывая про третий мощный способ, а именно – регулярное тестирование. Благодаря ему, например, в немецких школах, которые полностью открылись после летних каникул, заболеваемость держится на довольно сносном уровне. И это несмотря на то, что дети и подростки – наименее привитая часть населения.
Школьники, начиная с первого класса, сначала два, а теперь три раза в неделю перед началом уроков берут у себя мазок из носа и делают тест. Не учителя лезут палочкой, а сами дети – никакого насилия и чужих рук. Результат вполне приличный. Несмотря на то, что тестируемые не слишком усердствуют, в классах регулярно выявляют зараженных и отправляют их подтверждать результат ПЦР-тестом, а их соседей по парте (или близсидящую часть класса, тут правила немного разнятся) – на карантин. Если ПЦР не подтвердит инфекцию, все возвращаются в школы, если подтвердит – сидят в изоляции.
Такой способ позволяет прерывать потенциальные цепочки заражений. Антиген-тест не отличается сверхвысокой чувствительностью, это хорошо известно. Однако он ловит тех, у кого вируса достаточно, чтобы заразить окружающих. И если делать его регулярно, можно ломать абсолютное большинство зарождающихся цепочек. Кроме того, антиген-тест используют и в домах престарелых. Независимо от наличия антител, все посетители должны непосредственно перед посещением сделать его.
Эти меры, разумеется, не устраняют риск на 100% – таких мер вообще нет, разве что в скафандре ходить. Однако они снижают его до пределов, когда опасность становится приемлемой.
Как работают разные типы тестов
В журнале The Lancet только что вышла статья с подробным описанием того, как и когда следует применять разные типы тестов, чтобы максимально эффективно контролировать распространение инфекции.
Анализ данных показывает, что инфицированные могут реально заразить кого-то в период с минус третьего-второго до восьмого дня после появления симптомов. (Минус третий – это за три дня до.) На самом деле окно заразности еще уже, восьмой день – это с хорошим запасом. Более того, с новыми штаммамми типа дельты и, возможно, омикрона, симптомы развиваются еще быстрее. Так что и минус третий день бывает не у всех.
Антиген-тесты захватывают весь этот период. То есть они перестают видеть вирус уже (или еще) тогда, когда его слишком мало для заражения. ПЦР видит вирус в сто раз меньших концентрациях, но подхватить его от человека с такими концентрациями очень сложно. (Хотя и возможно, если это, скажем, ваш партнер – помним про отсутствие 100% гарантий.)
Ну, и да – тесты на антитела (из крови) для определения того, заразен человек или нет, абсолютно бесполезны. В значимых количествах они вырабатываются уже тогда, когда больной перестает быть заразен. Очевидно, у кого-то можно обнаружить их раньше, но это совершенно ненадежный подход. Анализ на антитела – хорошая вещь для исследования того, сколько людей переболело. Это также показатель, встречались ли вы когда-нибудь с вирусными антигенами. Однако он никак не может быть методом постановки диагноза и принятия решения о карантине.
Последнее – хоть и очевидное, но необходимое уточнение. Локдауны и тестирование – это меры контролирования распространения инфекции. Да, так можно сдерживать пандемию. Способом же предотвратить ее является вакцинация. (Или абсолютно глухой локдаун на всей планете месяца эдак на полтора, но это не в нашей Вселенной…)
Leave a Reply