Массовый перевод офисных работников “на удаленку” во время карантина, возможно, заставит нанимателей пересмотреть условия занятости для тех, кто давно и постоянно трудится из дому. Вопреки стереотипам, эта форма занятости куда выгоднее работодателю – он экономит не только на налогах и социальных взносах, но и на затратах на создание рабочей среды как таковой. Аренда помещения, его уборка и охрана, организация питания и транспорта для сотрудников, даже приобретение и ремонт оборудования – удаленный работник освобождает своего нанимателя от всех этих забот и расходов, как правило, не имея при этом ни оплачиваемого отпуска, ни больничных, не говоря уже о каких-то премиях или бонусах.
“…Великие завоевания трудового права XIX-XX века размываются под влиянием самозанятости и под влиянием всех тех инструментов, которыми мы так гордились и радовались, что мы все в интернете любую работу можем найти, не выходя из дома. Да, вы можете, но: у вас не будет нормированного рабочего дня; у вас не будет рабочего места – сами себе его устроите; у вас не будет отпуска оплачиваемого; у вас не будет, например, ограничений по возрасту.
То, что вообще предыдущая волна промышленной революции уже сделала – чтобы дети не работали в шахтах. А в интернете дети могут работать? – могут. А кто за этим проследит? Подрядился таблицу заполнять – вот, пожалуйста, а ему 14 лет и он работает ночью, например. Кто за этим следит? Если родители не следят, то никто не следит.
То есть, вот эта удивительная вещь, когда достижения предыдущих эпох вдруг растворяются и получается, что как будто ничего этого не было. Люди, которые работают вроде как сами на себя, абсолютно не имеют никаких гарантий.
На это говорят, что за это они имеют всякую там свободу большую, но знаете, сколько у нас [в РФ] работодателей заставили работников зарегистрироваться как ИП или как самозанятых – для чего? – в том числе и для того, чтобы не иметь обязательств по отношению к ним. Тут я не знаю, какой новый сетевой профсоюз должен возникнуть, для того чтобы каким-то образом защищать этих людей – потому что им очень трудно объединяться, почти невозможно.
Сейчас, когда все оказались в положении работающих из дома, всем уже стало ясно, что работа из дома – это сверхэксплуатация. Сверхэксплуатация, а не привилегия! У вас вообще нет свободного времени. Вы сами свое рабочее место оплачиваете, отапливаете, убираете, освещаете – за все это платите вы. Вы сами себя кормите и сами свою посуду моете – работодатель не имеет никаких обязательств по отношению к вам, кроме оплаты. Это трудовые отношения XVIII века, так уже не бывает!
Работодатель вам должен много чего. Он вам должен рабочее место, он должен его оборудовать, должен поддерживать на нем чистоту и безопасность. Он вам должен обеспечить столовую и в ней вас кормить. Даже если вы за это платите – но вы пришли, поели и ушли, это совершенно другое дело. Хороший работодатель обеспечивает подвоз к рабочему месту либо компенсирует вам затраты. Он вам организует какую-то увлекательную жизнь – корпоративы, на день рождения дарит вам подарки. То есть он вам организует социальную среду – и вы в ней работаете и расцветаете как творческая личность, как эффективный работник.
А тут ничего этого нет. То есть это очень большой откат назад… при том, что все – ну, не все, но многие – наивно думали, боже, какая радость, мы не ездим в вонючем метро, мы сидим дома, я могу работать без штанов! Да, ты будешь работать без штанов, но ты будешь работать круглые сутки…”
Екатерина Шульман, политолог
Leave a Reply