Национальный банк Украины опубликовал данные об объемах денежных переводов, поступивших в страну от трудовых мигрантов. За девять месяцев текущего года, с января по сентябрь включительно, они составили 8,48 млрд. долларов США. Это всего на 2,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого, 2019-го, года – тогда заробитчане перевели на родину 8,7 млрд. Так что, похоже, прогноз самого Нацбанка – который ожидал сокращения объемов денежных переводов (на 2-3 млрд. долларов) в связи с пандемией COVID-19 и введенными из-за нее карантинными ограничениями – не оправдывается.
Надо сказать, что учет трудовой миграции из Украины – очень зыбкая область. Полноценных статистических данных здесь попросту нет, есть лишь экспертные оценки разной степени обоснованности. В этом контексте сведения о денежных переводах – один из немногих объективных индикаторов, который позволяет судить о трудовой миграции из страны в целом. (Даже при том, что, очевидно, не все денежные средства вводятся в страну через формальные каналы – банки и международные платежные системы – и, следовательно, оказываются учтены.)
Опубликованные данные говорят о том, что украинские заробитчане уже успели адаптироваться к новым правилам и условиям работы. В пользу этого тезиса свидетельствует и тот примечательный факт, что в августе-сентябре 2020-го объемы переводов оказались даже выше, чем в аналогичные месяцы прошлого года: соответственно, 1,03 и 1,1 млрд. долларов против 1,02 и 1,04 млрд.
Не исключено, что изменение условий въезда-выезда может и способствовать росту объемов денежных переводов. Ведь прежде многие ездили на заработки, пользуясь безвизовым режимом – а он ограничивал время пребывания в странах ЕС для наших граждан до трех месяцев. Теперь же, в рамках карантинных ограничений как на въезд, так и на выезд, это можно сделать только по рабочей визе, которая позволяет заробитчанам оставаться в принимающей стране до 180 дней. Таким образом, modus operandi большинства украинским трудовых мигрантов не мог не измениться. Как это в результате скажется на их заработках и, соответственно, на объемах денежных переводов в Украину, станет ясно по итогам года
Leave a Reply