Политолог Екатерина Шульман о том, как происходит эрозия приватности. Как государства оправдывают чрезвычайными обстоятельствами тотальную слежку и контроль? Что может уравновешивать всеобщую прозрачность? В чем проявляются преимущества демократий перед недемократиями в этом случае? (Начало цикла здесь + здесь + здесь)
Больше прозрачности, меньше свободы
“Мы видим, как многие государства пользуются обстоятельствами эпидемии, чтобы законодательно расширить собственные полномочия. Прежде всего – в сфере надзора и использования данных граждан. Но мы также видим, как чрезвычайные обстоятельства оправдывают и легитимизируют в глазах обществ слежку и контроль. Это происходит в том числе в демократиях. Очевидно, эпидемия подтолкнет тот процесс, который шел и до этого. Эрозия приватности, всеобщая прозрачность – отнюдь не атрибуты пандемии. Однако в демократиях прозрачность гражданина перед надзирающим государством и корпорациями будет несколько уравновешена прозрачностью самого властного механизма и инструментами гражданского контроля. В недемократиях “неравенство данных” между обществом и административной машиной будет так же велико, как вообще неравенство сил между ними.
Этатизму способствует всё в эпидемии. И экономический кризис, в котором государственные бюджеты имеют преимущество стабильности, а бюджетные предприятия и учреждения становятся едва ли не единственным платежеспособным работодателем. И масштабная экономическая помощь в странах первого мира, делающая “большое правительство” всеобщим благодетелем. Наконец, перспектива введения элементов универсального гражданского дохода тоже работает на государство. Ведь в будущем он – безусловный базовый доход – способен превратить трудящихся налогоплательщиков в пассивных получателей разнообразных пенсий…”
Leave a Reply